воскресенье, 24 апреля 2011 г.

Авторский договор


Развитие, новые технологии, это будущее, это основа экономического развития, то есть живые деньги. Как же идеи переходят из состояния ума, неосязаемого, невещественного состояния в деньги и прибыль? Описание всего процесса может занять не один том, остановимся на основных моментах. Нас особенно интересует момент перехода идеи в промышленную фазу, процесс реформирования, наладки, выпуска товаров или услуг.
Момент рождения идеи, сокровенная тайна вселенной, это факт, идея не результат опыта или обучения, идея это тайна. Множество исследований посвящено этому чуду, не будем останавливаться или давать ссылки. Однозначного ответа не будет. Сделаем вывод, раз идея не подконтрольна образованию и обучению, значит идея сама по себе продукт договора, между получателем идеи и разработчиком идеи, то есть автором.
Авторское право на идеи узаконено и является необходимым атрибутом развитой страны. Это факт. А вот сам процесс авторского договора является общественным продуктом каждой цивилизации, то есть договор личностей это явление общественной морали, проявление общества в каждом конкретном случае. В России установлен государственный орган Роспатент, который регистрирует право граждан на их авторство, в западных странах это общественные организации, суд, научное сообщество (обладающее правом на мнение и экспертную оценку).
Как видно, авторский договор в России, сугубо государственное дело, требующее от автора помимо авторства, и юридической грамотности, и государственного влияния. Этот факт ведет к следующему заключению, действие с новой идеей или усовершенствованием, без участия государства, в России бессмысленно. Сам по себе авторский договор не может быть заключен в рамках законодательства априори, авторский договор сам по себе является новаторским, то есть описать существенное условие или предмет договора не представляется возможным, так как предмет и условие договора не могут быть описаны, они придумываются или придумались, и подобий быть не может. Сразу уточним, говоря об авторском договоре, имеем ввиду абсолютно новые технологии или идеи.
Сам по себе договор между автором и покупателем идеи, личностный, любая идея связана с личностью автора (Гражданский Кодекс говорит об этом прямо и совершенно справедливо). Но регистрация договора и переход договора в общественное достояние, путем использования идеи обусловленной договором, требует в России государственной регистрации, на западе несколько иных действий.
Идея сама по себе, не может быть предметом купли и продажи, в данном случае объектом купли или продажи является результат договора. И там где неопределенная система регистрации, в данном случае в государственном органе, призванном защищать результат договора, а не сам договор, инновации связанные с неопределенным фактором авторства, становятся невозможны в принципе. Вывод однозначный.
Культура и общество, в отличии от государства, являются постоянными потребителями автора. Автор, свободно и независимо реализует общее право на сознание общества, в силу специфики рождения идеи это удел отдельных личностей. Смотрим начало статьи. Общество, без притока новых, независимых идей, быстро превращается в агонизирующее сообщество приматов, и перестает быть социумом. Культура, и общественная жизнь слишком многогранна, появление новых идей, контакты с другими культурами, внедрение новых технологий, требует постоянной реакции на события. Так как взаимодействие осуществляется на уровне культуры и восприятия, то и реакция должна быть нестандартной и реализуемой именно в той культуре, где она происходит.  То есть автор, адаптирует идеи в культурном плане, для восприятия цивилизацией, к которой и принадлежит автор.
Постараюсь пояснить на простом примере, Шекспир писал на английском языке, вся красота и изысканность его речи доступна англоязычному читателю. Адаптированный перевод всегда авторский, потому, что он не просто доносит до нас идею Шекспира, а переносит идею Шекспира на язык культурного восприятия цивилизации, к которой принадлежит переводчик, согласимся, перевод автоматический, с помощью словаря, не даст результата.
Даже техническая идея, хотя язык формул универсален, следует тому же принципу.
Процесс адаптации идеи, с помощью средств бизнеса или государства, зависит от культуры общества сразу и бесповоротно. Общественная составляющая, в факте принятия идеи, популяризации идеи, применении идеи всегда определяющая.
Идея, как результат личностного договора, поступает в общество, и там получает оценку не только как сама по себе идея, но и как результат действий участников договора, в случае России, государства. То есть, денежная оценка идеи, уже зависит не только от качества идеи, но и от фактора реализации авторского договора.
©Анисимов Игорь

1 комментарий:

  1. Для авторов как таковых! Остались ли такие в нашей России, великие сомнения.... Пишите в комментах, постараюсь ответить всем!

    ОтветитьУдалить